г. Благовещенск , Игнатьевское шоссе 21

г. Благовещенск , Зейская 134, офис 410

Демонстрационный экзамен – эффективный инструмент оценки в системе высшего образования

Демонстрационный экзамен – эффективный инструмент оценки в системе высшего образования

5 декабря в рамках деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) состоялась панельная дискуссия «О возможностях и перспективах внедрения и развития демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в системе высшего образования».

Парадигма развития движения Ворлдскиллс в стране меняется на глазах. В сентябре заместителем председателя Правительства РФ Татьяной Голиковой был подписан план развития движения Ворлдскиллс до 2030 года, и он на треть связан с организациями высшего образования.

«В рамках этого плана Правительство РФ фактически дало нам поручение разработать и реализовать дорожную карту независимой оценки компетенций по стандартам Ворлдскиллс в формате демонстрационного экзамена для аттестации в системе высшего образования», - сообщил заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер. Такая работа уже ведется в тесном взаимодействии с Минобрнауки, добавил эксперт.

Движение Ворлдскиллс Россия получило мандат на работу с вузами благодаря успешной практике применения системы независимой оценки в формате демонстрационного экзамена (ДЭ) в сфере СПО. За последние 4 года через демэкзамен прошли более 335 тыс. человек. Только в 2020 году свои компетенции через ДЭ подтвердили свыше 200 тыс.

Сегодня ДЭ применяется как массовый инструмент оценки, заметил Олег Базер: «Еще один фактор, подтверждающий эффективность демонстрационного экзамена, - это работодатели, крупные и средние компании. Благодаря демэкзамену они получили дополнительные критерии отбора персонала и объективный документ – скиллс-паспорт соискателя, после чего стали активно принимать участие в применении и продвижении ДЭ».

На сегодняшний день более 600 компаний заключили с Ворлдскиллс Россия соглашение о признании результатов демонстрационного экзамена. Кроме того, представители организаций выступают экспертами ДЭ, а часть компаний предоставляют свои площадки и оборудование для проведения экзамена.

Заинтересованность работодателей в демэкзамене очевидна: он позволяет проводить качественный отбор персонала. Нынешние студенты и выпускники вузов – это будущие сотрудники, и их уровень компетенций в скором времени будет напрямую влиять на деятельность компаний. Таким образом, вузы, как неотъемлемая часть системы подготовки кадров для экономики страны, стоят перед необходимостью внедрения стандартов и инструментов Ворлдскиллс.

Структурная интеграция ДЭ в учебные программы высшей школы компенсируется несомненными плюсами, которые он дает непосредственно вузам. «Помимо оценочного механизма, демэкзамен работает для вузов как вытягивающий инструмент, - пояснила Екатерина Татаренко, заместитель официального делегата Департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций Офиса официального делегата Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». – Во-первых, он позволяет перестроить учебные программы в сторону практических навыков, во-вторых, обеспечивает связь с работодателями, которые участвуют в проведении экзамена и принимают выпускников на работу». По ее словам, сегодня компании предпочитают брать на работу соискателей, чьи навыки подтверждены процедурой ДЭ.

 «Для практики ничего лучшее демонстрационного экзамена не придумано, - заявила Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодежью корпоративного университета компании «Сибур». – Это одна из возможностей посмотреть в форматах аттестации на уровень подготовки выпускников вузов».

 Дискуссия развернулась вокруг вопроса, в чем состоит специфика интеграции инструментов Ворлдскиллс в систему высшего образования и в какую сторону двигаться вузам. Директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Федор Дудырев предложил развивать безусловно университетские направления, которые уже включены в стандарты ВС, приведя в пример опыт «Роснано»: «Ворлдскиллс Россия договорился о стыковке оценочных процедур для квалификации в наноиндустрии. Это стык инженерии и высокой науки. Это высокие технологии. И это прекрасный пример позиционирования Ворлдскиллс в университетском секторе».

Руководитель проектного центра «Технопарк» факультета информационных технологий Российского государственного социального университета (РГСУ) Владимир Ганьшин отметил, что в силу специфики учебных программ высшая школа не всегда успевает за современными трендами. «Между тем стандарты Ворлдскиллс хорошо укладываются в логику ИТ-технологий, которые активно развиваются. И вузы могут сконцентрироваться на всех компетенциях Ворлдскиллс из блока ИТ», - заявил эксперт.

Юлия Воротникова порекомендовала вузам обратить внимание на представленный руководителем Центра компетенций по стандартам Ворлдскиллс Россия Тюменского индустриального университета Ольгой Старовойтовой кейс по взаимодействию вуза с индустриальным партнером. «Ворлдскиллс Россия, бизнес и высшая школа могут совместно сделать первые шаги к новым компетенциям, как это сделал “Сибур” в сотрудничестве с Тюменским университетом. Мы развиваем типичные для нашей индустрии компетенции, которые не представлены в Ворлдскиллс. Но это не застывшая линейка. Ворлдскиллс - это гибкий инструмент, в рамках которого можно описать новые компетенции», - объяснила представитель «Сибура».

Завершая дискуссию, Олег Базер согласился с этим утверждением и добавил: «Сам по себе демонстрационный экзамен – это инструмент оценки, он легко настраивается. Можно брать уже существующие компетенции СПО и докручивать их до уровня, соответствующего задачам высшего образования».

 

Возврат к списку