г. Благовещенск , Игнатьевское шоссе 21

г. Благовещенск , Зейская 134, офис 410

Эксперты обсудили ключевые вопросы взаимодействия вузов и корпораций

Эксперты обсудили ключевые вопросы взаимодействия вузов и корпораций

4 декабря 2020 года в рамках деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» эксперты обозначили ключевые направления сотрудничества корпораций и образовательных учреждений, а также рассказали об уникальной компетенции по управлению жизненным циклом изделий, разработанной Ворлдскиллс Россия вместе с Академией Ростеха. Данная компетенция является широко востребованной в современной экономике, актуальна для подготовки специалистов по проектной деятельности для ведущих российских компаний.

«Проект – это не только конструкция и технология. Это еще и анализ рынка – понять, кому на рынке продукт нужен и какими качествами он должен обладать, то, как он будет выглядеть (в том числе дизайн), что сейчас, в современном мире, очень нужно, какие специалисты нужны для реализации проекта и какие компетенции должны быть у них, сколько это будет стоить, как продавать, как потом обслуживать, как утилизировать. То есть мы смотрим проект на всех этапах жизненного цикла», – рассказала руководитель направления развития ИТР, рабочих кадров и подготовки Академии Ростеха Евгения Сурова.

Компетенция «Управление жизненным циклом изделий» была специально разработана с учетом острой нехватки профильных специалистов в российских компаниях. «Чем отличается наша компетенция от всех других? Ни в одной другой компетенции нет такого большого количества людей-участников: на нашей соревновательной площадке в рамках одной команды собирается восемь человек. При этом совершенствуется большое количество навыков одновременно. Мы измеряем и развиваем как хардовые навыки, так и софт скиллс - мягкие навыки, которые сейчас, в современном мире, неразрывно следуют вместе с профессиональными компетенциями», – отметила представитель Академии Ростеха.

Она также рассказала о необходимости усиления взаимодействия образовательных организаций с промышленными компаниями, с крупными работодателями, такими как госкорпорация «Ростех». «Мы к формату Ворлдскиллс и подобным конкурсам относимся как к одному из ключевых инструментов получения практико-ориентированных знаний и необходимых навыков. Мы тоже работаем над этим, стараемся сделать так, чтобы те компетенции, которые мы разрабатываем и внедряем, были полезны и специалистам индустрии, и студентам учебных заведений – высших и средних профессиональных, и даже были доступны для школьников, в том числе младших школьников, потому что от того, насколько мы сможем у детей сформировать понимание будущей профессии, во многом зависит и профессиональное счастье», – подчеркнула Евгения Сурова.

Заместитель директора департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки России Виктор Калинин отметил: «Для нас крайне важно, что Ростех выступил партнером Ворлдскиллс Россия по разработке отдельной, специальной компетенции управления жизненным циклом изделий. Мы приветствуем любые практики, которые позволяют студентам выходить за рамки узкого направления подготовки. В частности, если говорить об управлении жизненным циклом, - переходить к формату команды, к работе по реализации проектов, в том числе технологических проектов».

Виктор Калинин обратил внимание участников мероприятия, что вступившие в 2020 году изменения в законодательство в части практического обучения могут быть одним из примеров такого взаимодействия университетов и ключевых работодателей, индустриальных партнеров, которое обеспечивает возможность прохождения студентами практического обучения непосредственно на предприятиях.

«Наиболее интересными примерами, безусловно, могут быть практики, реализуемые крупными холдингами, госкорпорациями, компаниями с частным участием, которые имеют разветвленную сеть, множество дочерних организаций и тем самым обеспечивают возможность профессионального роста для молодых специалистов, которые могут начать свою трудовую деятельность в одной из организаций холдинга и в дальнейшем обеспечивать им карьерный рост, безусловно, с учетом профессиональных достижений», – подчеркнул замдиректора департамента Минобрнауки России.

«Современные технологии меняются с такой скоростью, что просто не удовлетворяют спрос на профессионалов в целом ряде областей. Еще на эти вопросы накладывает в настоящее время отпечаток пандемия коронавируса, которая убедительно показывает, что процент цифровизации и в обучении, и в экономике должен происходить значительно быстрее. При этом индустрия и бизнес развиваются так, что программы вузов просто не успевают учитывать специфику и потребности индустрии и конкретных предприятий, а также не успевают адаптировать действующие программы», – отметил руководитель направления по взаимодействию с образовательными организациями Академии Ростех Алексей Черноусенко.

Среди возможных путей решения проблем взаимодействия вузов и предприятий в Академии видят повышение эффективности целевого обучения, целевой контрактной подготовки, основы практико-ориентированной подготовки, основы дуального обучения, реализации кастомизированных программ по отдельным направлениям и задачам.

 «Без активного взаимодействия с предприятиями, без активного участия в программах развития молодежи, без конкурсов профессионального мастерства будущему работнику-студенту вуза получить опыт деятельности просто невозможно, – подчеркнул Алексей Чероноусенко. – Необходимо коренное изменение направлений деятельности вузов. Мы бы очень хотели, чтобы из центров предоставления образовательных услуг по наиболее привлекательным для молодежи специальностям вузы переходили к модели центров знаний и компетенций, которые обеспечивали бы подготовку современных специалистов для экономики лидерскими и технологическими компетенциями».

 

Возврат к списку